Тина Силиг
2,850,181 views • 11:39

Вот уже почти двадцать лет я наблюдаю за людьми, пытаясь понять, почему одни оказываются более удачливыми, чем другие, в надежде помочь тем, кому не везёт, увеличить свои шансы на успех. Я веду курс по предпринимательству, и мы все знаем, что большинство новых компаний оказываются нежизнеспособными и что инноваторам и предпринимателям требуется всё везение, которое только можно заполучить.

Так что же такое удача? Удача или неудача — это успех или провал, возникшие якобы в результате случайного стечения обстоятельств. Якобы. Это главное слово в определении. То есть удача как бы зависит от стечения обстоятельств — ведь мы редко осознаём другие причины, кроющиеся за удачливостью успешных людей. Но, ведя свои наблюдения столько лет, я поняла, что удача чаще всего — это не удар молнии, который случается редко и производит большой эффект. Удача — это скорее ветер, который дует не переставая. Он может быть тихим, а может оказаться и порывистым, а иногда он дует оттуда, откуда вы его меньше всего ожидаете.

Так как же и вам попасть в нужную струю? Сделать это довольно легко, хотя и не всегда очевидно. Поэтому сегодня я хотела бы поделиться с вами тремя секретами, которые помогут вам расправить паруса и поймать свою удачу. Первое, что вам необходимо сделать, это изменить отношения с самим собой. Не бойтесь пойти на небольшой риск, чтобы выйти из зоны комфорта. Дети совершают этот шаг день за днём — чтобы научится ходить или говорить, или кататься на велосипеде, или даже постичь квантовую механику. Так ведь? Если ещё неделю назад вы не умели кататься на велосипеде, то на этой неделе вы научились. От вас требовалось выйти из зоны комфорта и пойти на небольшой риск. Проблема заключается в том, что по мере взросления мы перестаём это делать. Мы как бы застываем на месте и не желаем больше расти.

Работая со студентами, я уделяю очень много внимания тому, чтобы научить их выходить из зоны комфорта и идти на риски. Каким образом? Начинаем мы обычно с того, что они заполняют рискометр. Это такая шуточная анкета, которую мы разработали в классе. Заполняя эту анкету, студенты определяют риски, на которые они готовы пойти. И очень скоро всем становится ясно, что решение пойти на риск не всегда однозначно. Риски бывают разные: интеллектуальные, физиологические, финансовые, эмоциональные, социальные, этические и политические. Как только студенты заполняют анкеты, они сравнивают свои ответы с ответами других и сразу осознают, насколько все люди разные.

Я призываю их превзойти себя, пойти на риски, чтобы вывести себя из зоны комфорта. Например, я могу попросить их пойти на интеллектуальный риск и попытаться решить задачу, за которую они никогда не брались; или социальный риск — завести разговор в поезде со случайным попутчиком; или эмоциональный риск — например, выразить свои чувства тому, кто им действительно дорог.

Я и сама всё время подталкиваю себя идти на риски. Лет десять назад очень ранним утром я летела в Эквадор. Обычно в таких случаях я надеваю наушники и засыпаю, просыпаюсь и работаю на компьютере. Но в этот раз я решила пойти на небольшой риск и завела разговор с мужчиной, сидевшим рядом со мной. Я представилась. Оказалось, что он работает в издательстве. Интересно. У нас завязалась занимательная беседа. Я многое узнала о будущем издательского дела. И вот когда наш самолёт преодолел бо́льшую часть пути, я решила пойти ещё на один риск: открыла лаптоп и показала своему попутчику заявку на публикацию новой книги, которую я составила для аудиторной работы. Он повёл себя очень учтиво, прочитал её и сказал: «Знаешь, Тина, это не совсем то, что мы издаём, но спасибо тебе, что ты показала мне эту заявку». Что ж... риск не оправдал себя. Я закрыла лаптоп. Уже подлетая к Эквадору, мы обменялись контактной информацией.

Через пару месяцев я позвонила ему с предложением: «Марк, а ты не хотел бы прийти ко мне на занятие? Мы как раз занимаемся проектом на тему перерождения книг — будущего издательского бизнеса». И он ответил: «Конечно, с радостью». Марк побывал у меня на занятии. Всё было замечательно.

Через несколько месяцев я снова связалась с ним. На этот раз я послала ему видеоролики другого проекта, над которым поработали мои студенты. Марк очень заинтересовался и даже предположил, что на основе этого проекта можно было бы написать книгу. Он захотел лично встретиться со студентами.

Должна признаться: меня это несколько задело.

(Смех)

Ведь он хотел выпустить книгу со студентами, а не со мной. Ну ничего, пусть так. И вот я пригласила Марка и его коллег приехать к нам в Стэнфорд. Они встретились со студентами, а потом мы вместе пошли на ланч. И один из редакторов обратился ко мне: «А вы сами не хотели бы написать книгу?»

Я ответила: «Забавно, что вы спросили об этом». И дала ему прочитать ту самую заявку на книгу, которую показывала его боссу годом раньше. Не прошло и двух недель, а у нас уже был подписан контракт. И за последовавшие два года моя книга разошлась во всём мире тиражом в миллион экземпляров.

(Аплодисменты)

Вы, конечно, скажете: «Вам просто повезло». Согласна, мне повезло, но это везение стало результатом целого ряда небольших рисков, на которые я отважилась, начиная с первого приветствия. Каждый из вас способен на это, и неважно, где вы находитесь на вашем жизненном пути или географически. И даже если вы убеждены, что вы самый невезучий человек в мире, вы можете совершить этот шаг — пойти на малый риск, чтобы вывести себя из зоны комфорта. Так вы начнёте расправлять паруса, чтобы попасть в струю везения.

Второе, что вы можете сделать, это изменить свои отношения с другими людьми. Вы должны осознать, что каждый человек, который помогает вам на вашем жизненном пути, играет важную роль в достижении ваших целей. И если вы не отблагодарите человека, то вы не только не замкнёте круг, но и упустите новую возможность. Когда люди для вас что-то делают, они тратят на это время, которое могли бы потратить на себя или кого-то ещё, и вы должны отметить и отблагодарить их за это.

В Стэнфорде я возглавляю три программы стипендий и грантов. Стать стипендиатом любой из них довольно сложно, и когда я рассылаю уведомления студентам, не прошедшим по конкурсу, я знаю, что многих из них ждёт разочарование. Кто-то в ответ пришлёт мне письмо-жалобу. Кто-то ответит вопросом: что же им предпринять в следующий раз, чтобы удача оказалась на их стороне? А иногда я получаю письма с благодарностью за возможность участия в конкурсе.

Семь лет назад был такой случай. Молодой человек, Брайан, прислал мне вот такое чудесное письмо: «Я дважды подавал на участие в программе, и оба раза неудачно. И всё же я хотел бы поблагодарить вас за эту возможность. Я многому научился в процессе».

Меня так тронул тон его письма, что я решила встретиться с ним лично. Мы проговорили какое-то время, и у нас появилась идея запустить совместный проект. В Стэнфорде Брайан играл за футбольную команду, поэтому он решил запустить проект с целью изучить лидерство среди футболистов. За несколько месяцев мы очень хорошо узнали друг друга. И Брайн вывел проделанную нами работу на новый уровень — независимого исследования, и в конце концов даже основал компанию «Играем за будущее», миссия которой — помогать детям из неблагополучных семей прокладывать дорожку к будущему, о котором они мечтают.

Главное в этой истории то, что в результате присланного Брайаном письма-благодарности, мы оба преуспели. Но такого успеха, конечно, никто из нас совсем не ожидал.

За последние пару лет я разработала для себя несколько тактических приёмов, как выразить чувство благодарности. Мой любимый приём заключается в том, чтобы в конце каждого дня пересмотреть расписание встреч и разослать письма благодарности каждому, с кем я встречалась. Это занимает всего несколько минут. Но в конце каждого дня я всегда преисполнена огромной благодарности и уверяю вас — благодаря этому я стала более удачливой.

Итак, во-первых, вам надо пойти на небольшие риски и выйти из зоны комфорта. Во-вторых, вам надо научиться выражать благодарность. В-третьих, вам необходимо изменить своё отношение к идеям. Большинство людей выслушивают идею и дают оценку, наподобие: «Это отличная идея» или «Эта идея никуда не годится». Но тут есть свои нюансы. Идеи не могут быть хорошими или плохими. Более того, даже самые ужасные идеи часто могут перерасти в нечто совершенно выдающееся.

Одно из моих любимых заданий на занятиях по развитию творческого потенциала направлено на то, чтобы научить студентов относиться к плохим идеям через призму возможностей. Я даю им задание: придумать новую концепцию для ресторана. Я прошу студентов составить список лучших и худших идей для ресторанного бизнеса. К лучшим идеям они причисляют, к примеру, открытие ресторана на вершине горы, откуда можно любоваться закатом, или ресторан с чудесным видом на корабле. Среди плохих идей студенты называли, например, ресторан на мусорной свалке, или ресторан с отвратительным обслуживанием в грязном помещении, или ресторан, в котором подают суши с тараканами.

(Смех)

И вот студенты передают мне листочки с идеями, я зачитываю вслух хорошие идеи, затем рву и выбрасываю эти листочки. После этого я принимаюсь за ужасные идеи — раздаю их студентам. Каждая команда получает идею, которую другая команда посчитала нежизнеспособной. Их задача теперь — из плохой идеи сделать выдающуюся идею.

И вот что у нас получается. Секунд через 10 кто-нибудь восклицает: «Это потрясающая идея!» Через три минуты каждая команда представляет изменённую идею сокурсникам. Во что преобразовывается идея открытия ресторана на мусорной свалке? По задумке предприниматели собирают из ресторанов уровня Мишлен излишки блюд, которые иначе были бы выброшены, и открывают другой ресторан, где предлагают эти излишки по низким ценам. Здорово, правда? А ресторан с отвратительным обслуживанием в грязном помещении? Из него предприниматели могут сделать тренировочную площадку для будуших менеджеров ресторанов, помогая им избежать ошибок в бизнесе. А ресторан, в котором подают суши из тараканов? Его преобразовывают в суши-бар, в котором подают суши из довольно необычных, экзотических ингредиентов.

Если вы посмотрите вокруг на компании, которые кажутся вам инновационными, те самые, которые мы воспринимаем как нечто обыденное, но которые перевернули нашу жизнь, то знаете что? Все они начинали с безумных идей, с идей, о которых большинство людей отзывались: «Что за нелепость! У вас ничего не получится».

Да, бывает, что человек рождается при неблагоприятных обстоятельствах, а бывает, что удача или неудача настигают нас словно удар молнии. Но ветер перемен дует не переставая. И если вы готовы пойти на небольшие риски, готовы выразить благодарность и посмотреть на самые безумные идеи через призму возможностей, вам непременно улыбнётся удача.

Благодарю вас.

(Аплодисменты)

Tina Seelig
2,156,514 views • 11:39

I've spent nearly two decades observing what makes people luckier than others and trying to help people increase their luck. You see, I teach entrepreneurship, and we all know that most new ventures fail, and innovators and entrepreneurs need all the luck they can get.

So what is luck? Luck is defined as success or failure apparently caused by chance. Apparently. That's the operative word. It looks like it's chance because we rarely see all the levers that come into play to make people lucky. But I've realized, by watching so long, that luck is rarely a lightning strike, isolated and dramatic. It's much more like the wind, blowing constantly. Sometimes it's calm, and sometimes it blows in gusts, and sometimes it comes from directions that you didn't even imagine.

So how do you catch the winds of luck? It's easy, but it's not obvious. So I'm going to share three things with you that you can do to build a sail to capture the winds of luck. The first thing you want to do is to change your relationship with yourself. Be willing to take small risks that get you out of your comfort zone. Now, when we're children, we do this all the time. We have to do this if we're going to learn how to walk or talk or ride a bike or even quantum mechanics. Right? We need to go from someone one week who doesn't ride a bike to, next week, someone who does. And this requires us to get out of our comfort zone and take some risks. The problem is, as we get older, we rarely do this. We sort of lock down the sense of who we are and don't stretch anymore.

Now, with my students, I spend a lot of time giving them encouragement to get out of their comfort zone and take some risks. How do I do this? Well, I start out by having them fill out a risk-o-meter. Now, it's basically a fun thing we developed in our class where they map out what risks they're willing to take. And it becomes clear very quickly to them that risk-taking is not binary. There are intellectual risks and physical risks and financial risks and emotional risks and social risks and ethical risks and political risks. And once they do this, they compare their risk profiles with others, and they quickly realize that they're all really different.

I then encourage them to stretch, to take some risks that get them out of their comfort zone. For example, I might ask them to do an intellectual risk and try to tackle a problem they haven't tried before; or a social risk, talking to someone sitting next to them on the train; or an emotional risk, maybe telling someone they really care about how they feel.

I do this myself all the time. About a dozen years ago, I was on an airplane, early, early morning flight on my way to Ecuador. And normally, I would just put on my headphones and go to sleep, wake up, do some work, but I decided to take a little risk, and I started a conversation with the man sitting next to me. I introduced myself, and I learned that he was a publisher. Interesting. We ended up having a fascinating conversation. I learned all about the future of the publishing industry. So about three quarters of the way through the flight, I decided to take another risk, and I opened up my laptop and I shared with him a book proposal I put together for something I was doing in my class. And he was very polite, he read it, and he said, "You know what, Tina, this isn't right for us, but thank you so much for sharing." It's OK. That risk didn't work out. I shut my laptop. At the end of the flight, we exchanged contact information.

A couple of months later, I reached out to him, and I said, "Mark, would you like to come to my class? I'm doing a project on reinventing the book, the future of publishing." And he said, "Great. I'd love to come." So he came to my class. We had a great experience.

A few months later, I wrote to him again. This time, I sent him a bunch of video clips from another project my students had done. He was so intrigued by one of the projects the students had done, he thought there might be a book in it, and he wanted to meet those students.

I have to tell you, I was a little bit hurt.

(Laughter)

I mean, he wanted to do a book with my students and not with me, but OK, it's all right. So I invited him to come down, and he and his colleagues came to Stanford and met with the students, and afterwards, we had lunch together. And one of his editors said to me, "Hey, have you ever considered writing a book?"

I said, "Funny you should ask." And I pulled out the exact same proposal that I had showed his boss a year earlier. Within two weeks, I had a contract, and within two years, the book had sold over a million copies around the world.

(Applause)

Now, you might say, "Oh, you're so lucky." But of course I was lucky, but that luck resulted from a series of small risks I took, starting with saying hello. And anyone can do this, no matter where you are in your life, no matter where you are in the world — even if you think you're the most unlucky person, you can do this by taking little risks that get you out of your comfort zone. You start building a sail to capture luck.

The second thing you want to do is to change your relationship with other people. You need to understand that everyone who helps you on your journey is playing a huge role in getting you to your goals. And if you don't show appreciation, not only are you not closing the loop, but you're missing an opportunity. When someone does something for you, they're taking that time that they could be spending on themselves or someone else, and you need to acknowledge what they're doing.

Now, I run three fellowship programs at Stanford, and they are very competitive to get into, and when I send out the letters to those students who don't get in, I always know there are going to be people who are disappointed. Some of the people who are disappointed send me notes, complaining. Some of them send notes saying what could I do to make myself more successful next time around? And every once in a while, someone sends me a note thanking me for the opportunity.

This happened about seven years ago. A young man named Brian sent me a beautiful note saying, "I know I've been rejected from this program twice, but I want to thank you for the opportunity. I learned so much through the process of applying."

I was so taken by the graciousness of his message that I invited him to come and meet me. And we spent some time chatting and cooked up an idea for an independent study project together. He was on the football team at Stanford, and he decided to do a project on looking at leadership in that context. We got to know each other incredibly well through that quarter, and he took the project that he started working on in the independent study and turned it, ultimately, into a company called Play for Tomorrow, where he teaches kids from disadvantaged backgrounds how to, essentially, craft the lives they dream to live.

Now, the important thing about this story is that we both ended up catching the winds of luck as a result of his thank-you note. But it was the winds that we didn't expect in the first place.

Over the course of the last couple of years, I've come up with some tactics for my own life to help me really foster appreciation. My favorite is that at the end of every single day, I look at my calendar and I review all the people I met with, and I send thank-you notes to every single person. It only takes a few minutes, but at the end of every day, I feel incredibly grateful and appreciative, and I promise you it has increased my luck.

So first, you need to take some risks and get out of your comfort zone. Second, you need to show appreciation. And third, you want to change your relationship with ideas. Most people look at new ideas that come there way and they judge them. "That's a great idea" or "That's a terrible idea." But it's actually much more nuanced. Ideas are neither good or bad. And in fact, the seeds of terrible ideas are often something truly remarkable.

One of my favorite exercises in my classes on creativity is to help students foster an attitude of looking at terrible ideas through the lens of possibilities. So I give them a challenge: to create an idea for a brand new restaurant. They have to come up with the best ideas for a new restaurant and the worst ideas for a new restaurant. So the best ideas are things like a restaurant on a mountaintop with a beautiful sunset, or a restaurant on a boat with a gorgeous view. And the terrible ideas are things like a restaurant in a garbage dump, or a restaurant with terrible service that's really dirty, or a restaurant that serves cockroach sushi.

(Laughter)

So they hand all the ideas to me, I read the great ideas out loud, and then I rip them up and throw them away. I then take the horrible ideas and redistribute them. Each team now has an idea that another team thought was horrible, and their challenge is to turn it into something brilliant.

Here's what happens. Within about 10 seconds, someone says, "This is a fabulous idea." And they have about three minutes before they pitch the idea to the class. So the restaurant in the garbage dump? What does that turn into? Well, they collect all the extra food from Michelin star restaurants that was going to get thrown out, and they have another restaurant at a much lower price, with all the leftovers. Pretty cool? Or the restaurant that's dirty with terrible service? Well, that turns into a restaurant that's a training ground for future restauranteurs to figure out how to avoid all the pitfalls. And the restaurant with cockroach sushi? It turns into a sushi bar with all sorts of really interesting and exotic ingredients.

If you look around at the companies, the ventures that are really innovative around you, the ones that we now take for granted that have changed our life, well, you know what? They all started out as crazy ideas. They started ideas that when they pitched to other people, most people said, "That's crazy, it will never work."

So, yes, sometimes people were born into terrible circumstances, and sometimes, luck is a lightning bolt that hits us with something wonderful or something terrible. But the winds of luck are always there, and if you're willing to take some risks, if you're willing to really go out and show appreciation and willing to really look at ideas, even if they're crazy, through the lens of possibilities, you can build a bigger and bigger sail to catch the winds of luck.

Thank you.

(Applause)