Кристина Доминик
772,444 views • 12:37

Говорят, чтобы стать поэтом, ты должен попасть в ад и вернуться обратно.

Первый раз, когда я посетила тюрьму, я не была удивлена грохотом висячих замков, или закрывающихся дверей, или тюремных прутьев, или любыми другими вещами, которые я представляла до этого.

Может быть, потому что тюрьма — тихое, открытое пространство. Ты видишь небо. Чайки вьются над головой, и ты чувствуешь себя, как если бы ты был возле моря, как будто ты находишься рядом с пляжем. Но на самом деле, чайки ищут еду в мусорной куче рядом с тюрьмой.

Я прошла дальше и внезапно увидела заключённых, разгуливающих по коридору. Затем я как бы сделала шаг назад и подумала, что вполне могла бы быть одной из них. Если бы у меня была другая история, другая ситуация, иная судьба. Потому что никто — никто — не выбирает, где ему родиться.

В 2009 году меня пригласили участвовать в проекте, организованном Национальным университетом в Сан-Мартин в исправительном учреждении №48. Мне поручили координировать писательский кружок. Тюремная служба предоставила землю на окраине тюремной территории, где было построено здание университетского центра.

Когда я познакомилась с заключёнными, я спросила, почему они попросили о писательском кружке, и они сказали мне, что хотят изложить на бумаге всё, что они не могут сказать или сделать.

Сразу после этого я решила, что хочу, чтобы в тюрьму вошла поэзия. Поэтому я сказала им, почему бы нам не поработать с поэзией, спросила, знают ли они, что это такое. Но никто даже не догадывался, что на самом деле значит поэзия. Они также предложили мне, чтобы кружок был не только для тех заключённых, которые посещают университетские занятия, но вообще для всех заключённых. И тогда я сказала, что чтобы начать работу кружка, мне нужно найти инструмент, который есть у всех нас. Этот инструмент — язык.

У нас был язык, у нас был кружок. У нас могла получиться поэзия. Но я не учла того, что неравенство существует и в тюрьмах. Многие из заключённых не закончили даже среднюю школу. Многие не умели писать прописью — только кое-как печатными буквами. Они не могли свободно излагать мысли на письме. Поэтому мы начали с коротких стихов. Очень коротких, но мощных.

И мы начали читать, и мы прочитали одного автора, затем другого, и читая такие короткие стихи, они начали понимать, что язык поэзии ломает логику и рождает иную систему. Разрушение логики языка также ломает логику системы, с помощью которой они привыкли выражать себя. Так появилась новая система, новые правила, которые дали им очень быстро понять, невероятно быстро, что языком поэзии они смогут сказать абсолютно всё — что бы ни захотели.

Говорят, чтобы стать поэтом, ты должен попасть в ад и вернуться обратно. И у них этого ада предостаточно.

Однажды один из них сказал: «В тюрьме ты никогда не спишь. Ты никогда не можешь заснуть в заключении. Ты не можешь сомкнуть глаз». Поэтому, также как и сейчас, я дала им мгновение тишины, а затем сказала: «То, что зовётся поэзией, — это вы, ребята. Это всё заключено в тюремной вселенной, которая вас окружает. Ваши слова о том, что вы никогда не спите, источают страх. Все эти неписанные вещи — это всё поэзия».

Так мы начали познавать этот ад — мы безрассудно погрузились в седьмой круг. В седьмом круге ада — нашем излюбленном круге — они научились тому, что можно сделать стены невидимыми, что можно заставить окна кричать и что можно спрятаться внутри теней. Когда закончился первый год в кружке, мы организовали небольшую вечеринку в честь его завершения, как обычно делают, когда заканчивают работу, сделанную с любовью, и хотят это отпраздновать.

Мы позвали семью, друзей, начальство университета. Заключённым нужно было лишь прочитать стихи и получить дипломы и аплодисменты. Это была простая вечеринка. Единственная вещь, которую я хотела бы оставить в ваших сердцах, — это момент, когда эти мужчины, некоторые просто огромные по сравнению со мной, или молодые парни — такие неопытные, но очень гордые, держали свои листочки со стихами, дрожали как маленькие дети, потели и читали свои стихи срывающимися голосами.

В тот момент я поняла, что для многих это был первый раз, когда им аплодировали за то, что они сделали. В тюрьме есть вещи, которые делать нельзя. В тюрьме ты не можешь мечтать. В тюрьме ты не можешь плакать. Есть слова, которые фактически запрещены, такие как «время», «будущее», «желание». Но мы осмелились мечтать, мечтать о многом. Мы решили, что они напишут книгу. Они не только написали книгу, но и сами её переплели. Это было в конце 2010 года. Затем мы удвоили ставки и написали другую книгу. Они переплели и её. Это случилось недавно, в конце прошлого года. Неделя за неделей я вижу, как они становятся другими людьми, как они меняются. Как слова наделяют их достоинством, которого у них раньше не было, которого они даже не могли представить. Они не имели понятия, что у них может быть достоинство.

В кружке, в этом возлюбленном аду, мы все чем-то друг с другом делимся. Мы не прячем руки и сердца и отдаём всё, что у нас есть, всё, что мы можем. Каждый из нас — каждый поровну. И тогда ты чувствуешь, что пусть даже незначительным способом ты восполняешь этот огромный социальный разрыв, который приводит к тому, что для многих из них тюрьма — их единственный конечный пункт. Я помню стихи потрясающего поэта, великолепного поэта из нашего кружка тюрьмы №48 Николаса Дорадо: «Мне нужна бесконечная нить, чтобы рану зашить навсегда».

Это делает поэзия; она зашивает раны отторжения. Она открывает двери. Поэзия становится зеркалом. Она создаёт зеркало — стихотворение. Они познают себя, они смотрят на себя через поэзию и пишут от своей сущности, а их сущность — то, что они пишут.

Чтобы написать, они должны отдаться мигу написания — мигу исключительной свободы. Они должны войти в своё сознание, найти чуточку свободы, которую нельзя отнять, пока они пишут, и которая также нужна для того, чтобы осознать, что свобода возможна даже в стенах тюрьмы, и что единственные решётки в нашем удивительном месте — это слово «решётки», и что все мы в нашем аду горим от счастья, когда зажигаем фитиль слова.

(Аплодисменты)

Я много рассказала вам о тюрьме, о том, что я испытываю каждую неделю, и как мне это нравится, и как я меняюсь вместе с заключёнными. Но вы не представляете, как сильно мне хочется, чтобы и вы почувствовали, пережили, испытали хотя бы за несколько секунд то, чем я наслаждаюсь каждую неделю, и то, ради чего я живу. (Аплодисменты) Мартин Бустамантэ: Сердце глотает тоску времён, оно ослеплено светом, оно скрывает поспешность бытия с образами, плывущими мимо. Оно борется; оно держится.

Сердце разбивается от грустных взглядов, оно седлает сеющий пожары шторм, воодушевляет придавленных стыдом, оно знает цену прочитанному, оно желает увидеть безграничный синий цвет.

Сердце рассудительно и неторопливо, оно не желает быть заурядным, хочет любить, не поранив, вдыхает для храбрости солнечный свет, оно покоряется, уступает рассудку.

Сердце сражается с трясиной, оно на волосок от ада, оно падает от усталости, но не ищет лёгких путей, пока нетвёрдые пьяные шаги пробуждаются и будят тишину.

Я Мартин Бустамантэ, заключённый исправительного учреждения №48 провинции Сан-Мартин. Сегодня день моего временного освобождения. Поэзия и литература изменили мою жизнь.

Спасибо огромное!

Кристина Доминик: Спасибо!

(Аплодисменты)

Cristina Domenech
722,532 views • 12:37

It's said that to be a poet you have to go to hell and back.

The first time I visited the prison, I was not surprised by the noise of the padlocks, or the closing doors, or the cell bars, or by any of the things I had imagined.

Maybe because the prison is in a quite open space. You can see the sky. Seagulls fly overhead, and you feel like you're next to the sea, that you're really close to the beach. But in fact, the gulls are looking for food in the dump near the prison.

I went farther inside and I suddenly saw inmates moving across the corridors. Then it was as if I stepped back and thought that I could have very well been one of them. If I had another story, another context, different luck. Because nobody - nobody - can choose where they're born.

In 2009, I was invited to join a project that San Martín National University conducted at the Unit 48 penitentiary, to coordinate a writing workshop. The prison service ceded some land at the end of the prison, which is where they constructed the University Center building.

The first time I met with the prisoners, I asked them why they were asking for a writing workshop and they told me they wanted to put on paper all that they couldn't say and do.

Right then I decided that I wanted poetry to enter the prison. So I said to them why don't we work with poetry, if they knew what poetry was. But nobody had a clue what poetry really was. They also suggested to me that the workshop should be not just for the inmates taking university classes, but for all the inmates. And so I said that to start this workshop, I needed to find a tool that we all had in common. That tool was language.

We had language, we had the workshop. We could have poetry. But what I hadn't considered was that inequality exists in prison, too. Many of the prisoners hadn't even completed grammar school. Many couldn't use cursive, could barely print. They didn't write fluently, either. So we started looking for short poems. Very short, but very powerful.

And we started to read, and we'd read one author, then another author, and by reading such short poems, they all began to realize that what the poetic language did was to break a certain logic, and create another system. Breaking the logic of language also breaks the logic of the system under which they've learned to respond. So a new system appeared, new rules that made them understand very quickly, - very quickly - that with poetic language they would be able to say absolutely whatever they wanted.

It's said that to be a poet you have to go to hell and back. And they have plenty of hell. Plenty of hell.

One of them once said: "In prison you never sleep. You can never sleep in jail. You can never close your eyelids." And so, like I’m doing now, I gave them a moment of silence, then said, “That's what poetry is, you guys. It's in this prison universe that you have all around you. Everything you say about how you never sleep, it exudes fear. All the things that go unwritten — all of that is poetry."

So we started appropriating that hell; we plunged ourselves, headfirst, into the seventh circle. And in that seventh circle of hell, our very own, beloved circle, they learned that they could make the walls invisible, that they could make the windows yell, and that we could hide inside the shadows. When the first year of the workshop had ended, we organized a little closing party, like you do when a job is done with so much love, and you want to celebrate with a party.

We called family, friends, the university authorities. The only thing the inmates had to do was read a poem, and receive their diplomas and applause. That was our simple party. The only thing I want to leave you with is the moment in which those men, some of them just huge when standing next to me, or the young boys - so young, but with an enormous pride, held their papers and trembled like little kids and sweated, and read their poems with their voices completely broken.

That moment made me think a lot that for most of them, it was surely the very first time that someone applauded them for something they had done. In prison there are things that can't be done. In prison, you can't dream. In prison, you can't cry. There are words that are virtually forbidden, like the word "time," the word "future," the word "wish". But we dared to dream, and to dream a lot. We decided that they were going to write a book. Not only did they write a book, but they also bound it themselves. That was at the end of 2010. Then, we doubled the bet and wrote another book. And we bound that one, too. That was a short time ago, at the end of last year. What I see week after week, is how they're turning into different people; how they're being transformed. How words are empowering them with a dignity they had never known, that they couldn't even imagine. They had no idea such dignity could come from them.

At the workshop, in that beloved hell we share, we all give something. We open our hands and hearts and give what we have, what we can. All of us; all of us equally. And so you feel that at least in a small way you're repairing that huge social fracture which makes it so that for many of them, prison is their only destination. I remember a verse by a tremendous poet, a great poet, from our Unit 48 workshop, Nicolás Dorado: "I will need an infinite thread to sew up this huge wound."

Poetry does that; it sews up the wounds of exclusion. It opens doors. Poetry works as a mirror. It creates a mirror, which is the poem. They recognize themselves, they look at themselves in the poem and write from who they are, and are from what they write.

In order to write, they need to appropriate the moment of writing which is a moment of extraordinary freedom. They have to get into their heads, search for that bit of freedom that can never be taken away when they write and that is also useful to realize that freedom is possible even inside a prison, and that the only bars we have in our wonderful space is the word "bars," and that all of us in our hell burn with happiness when we light the wick of the word.

(Applause)

I told you a lot about the prison, a lot about what I experience every week, and how I enjoy it and transform myself with the inmates. But you don't know how much I'd like it if you could feel, live, experience, even for a few seconds, what I enjoy every week and what makes me who I am. (Applause) Martín Bustamante: The heart chews tears of time; blinded by that light, it hides the speed of existence where the images go rowing by. It fights; it hangs on.

The heart cracks under sad gazes, rides on storms that spread fire, lifts chests lowered by shame, knows that it's not just reading and going on, it also wishes to see the infinite blue.

The heart sits down to think about things, fights to avoid being ordinary, tries to love without hurting, breathes the sun, giving courage to itself, surrenders, travels toward reason.

The heart fights among the swamps, skirts the edge of the underworld, falls exhausted, but won't give in to what's easy, while irregular steps of intoxication wake up, wake the stillness.

I'm Martín Bustamante, I'm a prisoner in Unit 48 of San Martín, today is my day of temporary release. And for me, poetry and literature have changed my life.

Thank you very much!

Cristina Domenech: Thank you!

(Applause)