Алекс Эдманс
1,867,706 views • 17:47

Бель Гибсон была счастливой молодой австралийкой. Она жила в Перте и любила кататься на скейтборде.

Но в 2009 году Бель узнала, что у неё опухоль головного мозга и 4 месяца жизни. Два месяца химиотерапии и радиации ни к чему не привели. Но Бель не сдавалась. Она была бойцом всю свою жизнь. С шести лет она готовила для своего брата, страдающего аутизмом, и мамы, болеющей рассеянным склерозом. Отца на горизонте не было. Так что Бель боролась с помощью упражнений и медитации, и поменяв мясо на фрукты и овощи. И она выздоровела.

Её история стала знаменитой. О ней писали в Твиттере, блогах, делились с миллионами людей. Она показала пользу отказа от традиционной медицины ради диеты и упражнений. В августе 2013 года Бель выпустила приложение по здоровому питанию «Цельная кладовая», которое было скачано 200 тысяч раз за первый месяц.

Но её история была ложью. У Бель никогда не было рака. Люди распространили её историю не проверив, правдива ли она. Это типичный пример так называемой «предвзятости подтверждения». Мы с лёгкостью верим историю, если она подтверждает наши убеждения. И отвергаем любую историю, которая им противоречит. Как часто мы сталкиваемся с подобным в историях, которыми мы делимся и которые игнорируем? В политике, в бизнесе, в советах о здоровье.

Словом 2016 года по версии Оксфордского словаря было «постправда». И осознание того, что мы живём в постправдивом мире, подчеркнуло необходимость проверки достоверности данных. Но главная мысль моего выступления в том, что простой проверки фактов недостаточно. Даже если история Бель была бы правдой, это бы не имело значения. Почему?

Давайте посмотрим на одну из фундаментальных техник статистики. Она называется байесовский вывод. Очень простая версия её такова. Нам важно, поддерживают ли данные теорию? Укрепляют ли данные нашу веру в теорию? Но взамен мы задаёмся вопросом: «Совпадают ли данные с теорией?» Но то, что данные совпадают с теорией, не значит, что они её подтверждают. Как так? Из-за важного, но забытого третьего элемента: данные также могут соответствовать и противоположным теориям. Но из-за предвзятости подтверждения мы не учитываем противоположные теории, потому что так свято защищаем свою теорию.

Теперь давайте рассмотрим это в истории Бель. Итак, нам важно: подтверждает ли история Бель теорию, что диета исцеляет от рака? Но вместо этого мы спрашиваем: соответствует ли история Бель тому, что диета лечит от рака? И ответ — да. Если бы диета на самом деле исцеляла, мы узнали бы об историях, подобных Бель. Но даже если бы диета не исцеляла рак, мы всё ещё видели бы такие истории, как у Бель. Единственная история, в которой пациент по-видимому вылечился сам, оказалась простой ошибкой диагноза. Так же, как если бы курение было вредно для здоровья, всё равно нашёлся хотя бы один курильщик, доживший до ста лет.

(Смех)

Так же, как если бы образование способствовало заработкам, всё равно нашёлся бы один мультимиллионер без образования.

(Смех)

Так что самая большая проблема с историей Бель не в её лживости, а в том, что это всего лишь одна история. Могут быть тысячи других историй, о которых мы не слышали, где диета одна не справилась с недугом.

Мы делимся единичными случаями, потому что они нам в новинку и потому являются новостями. Мы не делимся обычными случаями. Они слишком обыденны, они то, что обычно происходит. Они являются теми правдивыми 99 %, что мы игнорируем. Точно так же в обществе: нельзя ориентироваться на 1 % исключений и игнорировать 99 % типичных случаев.

Потому что это — второй пример предвзятости подтверждения. Мы принимаем факт за данные. Самая большая проблема не в том, что мы живём в постправдивом мире, а в том, что мы живём в постинформационном мире. Мы предпочитаем одну историю массе информации. Да, истории сильны, они ярки, они придают себе жизнь. Рекомендуется начинать каждую лекцию с истории. Что я и сделал. Но единичная история бессмысленна и обманчива, если она не поддержана крупномасштабными данными. Но даже будь у нас крупномасштабные данные, этого всё ещё было бы недостаточно. Они всё ещё могли бы соответствовать противоположным теориям. Позвольте объяснить. Классическое исследование психолога Питера Уосона даёт вам набор из трёх цифр и просит придумать правило, по которому они были образованы. Например, если вам даны 2, 4, 6, каково правило? Ну, большинство подумает, что это — последовательные чётные числа. Как это проверить? Вы бы предложили другой набор чётных чисел 4, 6, 8 или 12, 14, 16. И Питер бы сказал, что эти наборы тоже подходят. Но знание, что эти наборы тоже подходят, знание, что, возможно, сотни наборов чётных чисел также подходят, вам ничего не даст. Потому что они всё ещё поддерживают соперничающие теории. Возможно, правило диктует любые три чётных числа. Или любые три увеличивающиеся числа.

И это третий пример предвзятости подтверждения: принятие данных как доказательство, даже если они совместимы с конкурентными теориями. Данные — это всего лишь собрание фактов. Доказательства есть данные, поддерживающие одну теорию, исключая остальные. Так что подтвердить свою теорию лучше всего, пытаясь её опровергнуть, играя адвоката дьявола. Так что проверим что-то вроде 4, 12, 26. Если вы получили да, то это отвергает вашу теорию о последовательных чётных числах. И всё же этот тест силён, так как если ответ «нет», то это исключает «любые три чётных числа» и «любые три увеличивающихся числа». Он бы исключил другие теории, но не вашу. Но большинство людей боятся проверить 4, 12, 26, потому что не хотят получить «да» и отвергнуть свою любимую теорию. Предвзятость подтверждения заключается не только в провале поиска новых данных, но и в неверном истолковании полученной информации.

Это применимо и к проблемам мира вне лаборатории. Томас Эдисон говорил: «Я не потерпел неудачу, я лишь нашёл 10 000 неработающих способов». Понятие того, что вы не правы, — это единственный способ выявления правды.

Скажем, вы — глава приёмной комиссии университета, и ваша теория такова, что лишь студенты-хорошисты из богатых семей учатся хорошо. Поэтому вы берёте только таких студентов. И они учатся хорошо. Но это подтверждает и другую теорию. Может, все студенты с хорошими оценками учатся хорошо, богаты они или бедны. Но вы не проверяете эту теорию, так как не принимаете бедных студентов. Потому что не хотите, чтобы ваша неправота была доказана.

Итак, что мы из этого усвоили? История — это не факт. Она может быть неправдой. Единственный факт — это не информация. Он может быть непоказательным, если это лишь одно значение данных. И данные — это не доказательство. Они могут подтверждать и противоположные теории. Что же делать? Когда вы находитесь на поворотных точках вашей жизни, выбирая стратегию для вашего бизнеса, или технику воспитания вашего ребёнка, или режим для своего здоровья, как убедиться в том, что вы имеете не историю, а доказательство?

Позвольте дать вам три совета. Первое: активно ищите разные точки зрения. Читайте и слушайте людей, с которыми вы не согласны. На ваш взгляд, 90 % из сказанного ими может быть неправильным. Но что, если остальные 10 % — правда? Как говорил Аристотель: «Признак образованного ума — способность усвоить мысль, не принимая её за истину».

Окружите себя людьми, которые бросают вам вызов, и создайте культуру, которая активно поддерживает расхождение во взглядах. Некоторые банки страдали от группового мышления, где работники боялись ставить под сомнение решения менеджеров по кредитованию, тем самым способствуя финансовому кризису. На собраниях назначьте кого-нибудь адвокатом дьявола, чтобы он шёл против вашей идеи. Не просто слушайте другое мнение — нужно к нему и прислушаться.

Как говорил психолог Стивен Кови: «Слушайте с целью понять, а не с целью ответить». Противоположная точка зрения — это то, из чего нужно извлечь знания, а не то, с чем нужно спорить. И это приводит нас к другим забытым условиям байесовского вывода. Потому что данные вас учат, но обучение только относительно отправной точки. Если вы начали с уверенностью, что ваша теория должна быть правильной, то вы не поменяете своего мнения независимо от того, какие данные вы увидите.

Только если вы вправду допускаете возможность оказаться неправым, вы сможете чему-то научиться. Как писал Лев Толстой: «Можно самому непонятливому человеку объяснить самые мудрёные вещи, если он ещё не составил себе ещё никакого понятия; но самому понятливому человеку нельзя объяснить самой простой вещи, если он твёрдо убеждён, что знает, да ещё несомненно знает то, что передаётся ему». Второе: прислушивайтесь к экспертам. Это, наверное, самый непопулярный совет, который я мог бы вам дать.

(Cмех)

Британский политик Майкл Гоув известен своим высказыванием, что людям в этой стране надоели эксперты. Недавний опрос показал, что больше людей доверились бы своему парикмахеру

(Смех)

или человеку на улице, чем лидерам в бизнесе, в медицине и даже в благотворительности. Таким образом, мы уважаем найденную мамой формулу отбеливания зубов или слушаем, что же говорит актриса о вакцинации. Нам нравятся люди, говорящие всё как есть, чисто интуитивно, и мы называем их надёжными. Но интуиция не всегда указывает правильный путь. Интуиция подскажет нам не давать ребёнку с диареей воды, так как вода просто вытекла бы с другого конца. Но эксперты говорят иначе. Вы бы никогда не доверили человеку с улицы прооперировать вас. Вы бы захотели эксперта, который занимался этим годами и знает лучшие способы. Но это должно быть применимо к принятию любого значимого решения. Политика, бизнес, здравохранение требуют мнения эксперта точно так же, как операция.

Почему же тогда экспертам так мало доверяют? Итак, первая причина в том, что их считают оторванными от жизни. Гендиректор-миллионер вряд ли смог бы выступать от имени человека с улицы. Но экспертная оценка основывается на доказательствах, и доказательства становятся на сторону человека с улицы и против элиты. Потому что доказательства требуют подтверждения. Доказательства препятствуют элите навязывать своё мнение без подтверждения.

Вторая причина, почему экспертам не верят: разные эксперты говорят разные вещи. На каждого эксперта, который заявлял, что выход из ЕС вреден для Британии, находился другой, заявляющий, что это хорошо. Половина этих псевдо-экспертов будут неправы. Я должен признаться, что половина статей, написанных экспертами — неправильны. Или в лучшем случае делают не подкреплённые доказательством заявления. Поэтому мы не можем просто верить на слово экспертам.

В ноябре 2016 исследование о зарплате руководителей попало в заголовки. Хотя ни один из журналистов, освещавших исследование, в глаза не видел самого исследования. Оно даже не было обнародовано. Они просто поверили словам автора точно так же, как с Бель. И это не значит, что можно взять любое исследование, подтверждающее нашу точку зрения, — это опять же будет предвзятостью подтверждения. Также не значит, что если семь исследований говорят А и три говорят Б, что A должно быть правдой. Важно качество, а не количество мнений экспертов.

Поэтому нам нужно сделать две вещи. Первое: нужно критически рассмотреть деловую репутацию автора. Так же, как вы критически рассмотрели бы репутацию потенциального хирурга. Действительно ли они эксперты в своём вопросе, или у них есть личные интересы? Второе: мы должны уделить особое внимание статьям, печатающимся в лучших научных журналах. Учёных всё чаще обвиняют в отрешённости от реальной жизни. Но эта отрешённость даёт вам годы, чтобы потратить на исследование. Чтобы закрепить результаты, чтобы исключить противоречащие теории и отличить корреляцию от причинно- следственной зависимости. И научные журналы всегда содержат экспертную оценку, где статья тщательно критически рассматривается

(Смех)

ведущими умами мира. Чем лучше журнал, тем выше стандарты. Большинство элитных журналов отклоняют 95 % статей.

Научное доказательство — это ещё не всё. Реальный опыт тоже крайне необходим. Экспертная оценка тоже не идеальна, бывают и ошибки. Но лучше довериться проверенной работе, чем непроверенной. Если мы ограничимся исследованием, потому что нам нравятся выводы, не принимая во внимание, кто его написал и было ли оно проверено, велики шансы, что этот анализ обманчив. Те, кто претендует на звание экспертов, должны осознавать границы нашего анализа. Почти невозможно доказать или предсказать что-либо с точностью, но соблазн сделать подавляющее, безоговорочное заявление силён. Легче превратить это в заголовок или в 140 символов в твиттере. Но даже доказательство не может служить подтверждением. Оно может быть не универсальным, оно может быть неприменимым к каждому случаю. Поэтому не говорите: «Красное вино продлевает жизнь», когда доказано, что красное вино лишь коррелировано с долголетием. И то только у людей, которые вдобавок занимаются спортом.

Совет номер три: «Сделайте паузу перед тем, как чем-либо поделиться». Клятва Гиппократа гласит: «Первое — не навреди». То, чем мы делимся, является потенциально заразительным, поэтому будьте осторожны с тем, что вы распространяете. Нашей целью не должно быть получение лайков или ретвиттов. Иначе мы лишь делимся согласием; мы не бросаем вызов чьему-либо мышлению. Иначе мы делимся тем, что звучит хорошо, не обращая внимания на то, доказано это или нет.

Вместо этого нам нужно спросить следующее: если это история, правда ли это? Если это правда, подтверждена ли она масштабными доказательствами? Если это так, кем это написано и какова его репутация? Если это опубликовано, то в насколько серьёзном журнале? Задайтесь вопросом, стоящим миллионов долларов: если бы это же исследование было написано этим же учёным с той же репутацией, но результат был бы противоположным, хотелось бы вам всё ещё в это верить и распространять?

Решение любой проблемы — национальной экономической проблемы или проблемы со здоровьем человека — это трудная задача. Поэтому нужно убедиться, что имеем лучшее доказательство, чтобы направлять нас. Только если это правда, это может быть фактом. Только если факты показательны, они могут быть данными. Только если это подкрепляет теорию, это может быть доказательством. Только с доказательствами мы можем перейти из постправдивого мира в проправдивый.

Спасибо вам большое.

(Аплодисменты)

Alex Edmans
953,305 views • 17:47

Belle Gibson was a happy young Australian. She lived in Perth, and she loved skateboarding. But in 2009, Belle learned that she had brain cancer and four months to live. Two months of chemo and radiotherapy had no effect. But Belle was determined. She'd been a fighter her whole life. From age six, she had to cook for her brother, who had autism, and her mother, who had multiple sclerosis. Her father was out of the picture. So Belle fought, with exercise, with meditation and by ditching meat for fruit and vegetables. And she made a complete recovery.

Belle's story went viral. It was tweeted, blogged about, shared and reached millions of people. It showed the benefits of shunning traditional medicine for diet and exercise. In August 2013, Belle launched a healthy eating app, The Whole Pantry, downloaded 200,000 times in the first month.

But Belle's story was a lie. Belle never had cancer. People shared her story without ever checking if it was true. This is a classic example of confirmation bias. We accept a story uncritically if it confirms what we'd like to be true. And we reject any story that contradicts it. How often do we see this in the stories that we share and we ignore? In politics, in business, in health advice.

The Oxford Dictionary's word of 2016 was "post-truth." And the recognition that we now live in a post-truth world has led to a much needed emphasis on checking the facts. But the punch line of my talk is that just checking the facts is not enough. Even if Belle's story were true, it would be just as irrelevant. Why?

Well, let's look at one of the most fundamental techniques in statistics. It's called Bayesian inference. And the very simple version is this: We care about "does the data support the theory?" Does the data increase our belief that the theory is true? But instead, we end up asking, "Is the data consistent with the theory?" But being consistent with the theory does not mean that the data supports the theory. Why? Because of a crucial but forgotten third term — the data could also be consistent with rival theories. But due to confirmation bias, we never consider the rival theories, because we're so protective of our own pet theory.

Now, let's look at this for Belle's story. Well, we care about: Does Belle's story support the theory that diet cures cancer? But instead, we end up asking, "Is Belle's story consistent with diet curing cancer?" And the answer is yes. If diet did cure cancer, we'd see stories like Belle's. But even if diet did not cure cancer, we'd still see stories like Belle's. A single story in which a patient apparently self-cured just due to being misdiagnosed in the first place. Just like, even if smoking was bad for your health, you'd still see one smoker who lived until 100.

(Laughter)

Just like, even if education was good for your income, you'd still see one multimillionaire who didn't go to university.

(Laughter)

So the biggest problem with Belle's story is not that it was false. It's that it's only one story. There might be thousands of other stories where diet alone failed, but we never hear about them.

We share the outlier cases because they are new, and therefore they are news. We never share the ordinary cases. They're too ordinary, they're what normally happens. And that's the true 99 percent that we ignore. Just like in society, you can't just listen to the one percent, the outliers, and ignore the 99 percent, the ordinary.

Because that's the second example of confirmation bias. We accept a fact as data. The biggest problem is not that we live in a post-truth world; it's that we live in a post-data world. We prefer a single story to tons of data. Now, stories are powerful, they're vivid, they bring it to life. They tell you to start every talk with a story. I did. But a single story is meaningless and misleading unless it's backed up by large-scale data. But even if we had large-scale data, that might still not be enough. Because it could still be consistent with rival theories. Let me explain.

A classic study by psychologist Peter Wason gives you a set of three numbers and asks you to think of the rule that generated them. So if you're given two, four, six, what's the rule? Well, most people would think, it's successive even numbers. How would you test it? Well, you'd propose other sets of successive even numbers: 4, 6, 8 or 12, 14, 16. And Peter would say these sets also work. But knowing that these sets also work, knowing that perhaps hundreds of sets of successive even numbers also work, tells you nothing. Because this is still consistent with rival theories. Perhaps the rule is any three even numbers. Or any three increasing numbers.

And that's the third example of confirmation bias: accepting data as evidence, even if it's consistent with rival theories. Data is just a collection of facts. Evidence is data that supports one theory and rules out others. So the best way to support your theory is actually to try to disprove it, to play devil's advocate. So test something, like 4, 12, 26. If you got a yes to that, that would disprove your theory of successive even numbers. Yet this test is powerful, because if you got a no, it would rule out "any three even numbers" and "any three increasing numbers." It would rule out the rival theories, but not rule out yours. But most people are too afraid of testing the 4, 12, 26, because they don't want to get a yes and prove their pet theory to be wrong. Confirmation bias is not only about failing to search for new data, but it's also about misinterpreting data once you receive it.

And this applies outside the lab to important, real-world problems. Indeed, Thomas Edison famously said, "I have not failed, I have found 10,000 ways that won't work." Finding out that you're wrong is the only way to find out what's right.

Say you're a university admissions director and your theory is that only students with good grades from rich families do well. So you only let in such students. And they do well. But that's also consistent with the rival theory. Perhaps all students with good grades do well, rich or poor. But you never test that theory because you never let in poor students because you don't want to be proven wrong.

So, what have we learned? A story is not fact, because it may not be true. A fact is not data, it may not be representative if it's only one data point. And data is not evidence — it may not be supportive if it's consistent with rival theories. So, what do you do? When you're at the inflection points of life, deciding on a strategy for your business, a parenting technique for your child or a regimen for your health, how do you ensure that you don't have a story but you have evidence?

Let me give you three tips. The first is to actively seek other viewpoints. Read and listen to people you flagrantly disagree with. Ninety percent of what they say may be wrong, in your view. But what if 10 percent is right? As Aristotle said, "The mark of an educated man is the ability to entertain a thought without necessarily accepting it." Surround yourself with people who challenge you, and create a culture that actively encourages dissent. Some banks suffered from groupthink, where staff were too afraid to challenge management's lending decisions, contributing to the financial crisis. In a meeting, appoint someone to be devil's advocate against your pet idea. And don't just hear another viewpoint — listen to it, as well.

As psychologist Stephen Covey said, "Listen with the intent to understand, not the intent to reply." A dissenting viewpoint is something to learn from not to argue against. Which takes us to the other forgotten terms in Bayesian inference. Because data allows you to learn, but learning is only relative to a starting point. If you started with complete certainty that your pet theory must be true, then your view won't change — regardless of what data you see.

Only if you are truly open to the possibility of being wrong can you ever learn. As Leo Tolstoy wrote, "The most difficult subjects can be explained to the most slow-witted man if he has not formed any idea of them already. But the simplest thing cannot be made clear to the most intelligent man if he is firmly persuaded that he knows already." Tip number two is "listen to experts." Now, that's perhaps the most unpopular advice that I could give you.

(Laughter)

British politician Michael Gove famously said that people in this country have had enough of experts. A recent poll showed that more people would trust their hairdresser —

(Laughter)

or the man on the street than they would leaders of businesses, the health service and even charities. So we respect a teeth-whitening formula discovered by a mom, or we listen to an actress's view on vaccination. We like people who tell it like it is, who go with their gut, and we call them authentic. But gut feel can only get you so far. Gut feel would tell you never to give water to a baby with diarrhea, because it would just flow out the other end. Expertise tells you otherwise. You'd never trust your surgery to the man on the street. You'd want an expert who spent years doing surgery and knows the best techniques. But that should apply to every major decision. Politics, business, health advice require expertise, just like surgery.

So then, why are experts so mistrusted? Well, one reason is they're seen as out of touch. A millionaire CEO couldn't possibly speak for the man on the street. But true expertise is found on evidence. And evidence stands up for the man on the street and against the elites. Because evidence forces you to prove it. Evidence prevents the elites from imposing their own view without proof.

A second reason why experts are not trusted is that different experts say different things. For every expert who claimed that leaving the EU would be bad for Britain, another expert claimed it would be good. Half of these so-called experts will be wrong. And I have to admit that most papers written by experts are wrong. Or at best, make claims that the evidence doesn't actually support. So we can't just take an expert's word for it.

In November 2016, a study on executive pay hit national headlines. Even though none of the newspapers who covered the study had even seen the study. It wasn't even out yet. They just took the author's word for it, just like with Belle. Nor does it mean that we can just handpick any study that happens to support our viewpoint — that would, again, be confirmation bias. Nor does it mean that if seven studies show A and three show B, that A must be true. What matters is the quality, and not the quantity of expertise.

So we should do two things. First, we should critically examine the credentials of the authors. Just like you'd critically examine the credentials of a potential surgeon. Are they truly experts in the matter, or do they have a vested interest? Second, we should pay particular attention to papers published in the top academic journals. Now, academics are often accused of being detached from the real world. But this detachment gives you years to spend on a study. To really nail down a result, to rule out those rival theories, and to distinguish correlation from causation. And academic journals involve peer review, where a paper is rigorously scrutinized

(Laughter)

by the world's leading minds. The better the journal, the higher the standard. The most elite journals reject 95 percent of papers.

Now, academic evidence is not everything. Real-world experience is critical, also. And peer review is not perfect, mistakes are made. But it's better to go with something checked than something unchecked. If we latch onto a study because we like the findings, without considering who it's by or whether it's even been vetted, there is a massive chance that that study is misleading. And those of us who claim to be experts should recognize the limitations of our analysis. Very rarely is it possible to prove or predict something with certainty, yet it's so tempting to make a sweeping, unqualified statement. It's easier to turn into a headline or to be tweeted in 140 characters. But even evidence may not be proof. It may not be universal, it may not apply in every setting. So don't say, "Red wine causes longer life," when the evidence is only that red wine is correlated with longer life. And only then in people who exercise as well.

Tip number three is "pause before sharing anything." The Hippocratic oath says, "First, do no harm." What we share is potentially contagious, so be very careful about what we spread. Our goal should not be to get likes or retweets. Otherwise, we only share the consensus; we don't challenge anyone's thinking. Otherwise, we only share what sounds good, regardless of whether it's evidence.

Instead, we should ask the following: If it's a story, is it true? If it's true, is it backed up by large-scale evidence? If it is, who is it by, what are their credentials? Is it published, how rigorous is the journal? And ask yourself the million-dollar question: If the same study was written by the same authors with the same credentials but found the opposite results, would you still be willing to believe it and to share it?

Treating any problem — a nation's economic problem or an individual's health problem, is difficult. So we must ensure that we have the very best evidence to guide us. Only if it's true can it be fact. Only if it's representative can it be data. Only if it's supportive can it be evidence. And only with evidence can we move from a post-truth world to a pro-truth world.

Thank you very much.

(Applause)