1,141,530 views • 12:14

Так люди путешествовали в начале 20-го века. Это — открытая коляска. В ней нет обогрева. В ней нет кондиционера. Лошадь тянет её со скоростью равной 1% от скорости звука, а дорога с накатанными колеями каждый раз после дождя превращается в настоящую трясину. Это — Боинг 707. Всего 60 лет спустя на нем стало возможным путешествовать со скоростью равной 80% от скорости звука. И сегодня мы летаем со скоростью, не превышающей эту, так как пассажирские сверхзвуковые самолёты оказались слишком дорогостоящими.

И тогда я задумался, не может ли быть так, что лучшие годы американской экономики остались в прошлом? И это заставляет предположить, что экономический рост достиг своего предела. И некоторые из фактов, подтверждающих это не вызывают сомнений. Существует четыре основных проблемы, с которыми американская экономика столкнулась лицом к лицу. Это демографическая ситуация, образование, долг и социальное расслоение. И эти проблемы достаточно весомы, для того, чтобы сократить рост наполовину. Таким образом, нам нужно множество инноваций, чтобы компенсировать этот спад. И вот к чему я клоню — если инновации будут появляться так же бурно как в последние 150 лет, то, учитывая создавшиеся проблемы, экономический рост сократится в половину. Если же инноваций станет меньше, если великих, выдающихся изобретений станет меньше, то рост сократится даже более чем наполовину.

Это график экономического роста за 800 лет. Вертикальная ось указывает на процент экономического роста в год — 0% в год, 1% в год, 2% в год. Белой линией обозначено экономическое господство Великобритании, которое в 1900 году перешло к США в том месте, где линия меняет цвет на красный. Вы можете заметить, что в течение первых четырёх столетий экономического роста почти не было. Всего лишь 0,2%. Но впоследствии он набирает силу, достигая своего максимума в 30-х, 40-х и 50-х годах 20-го века, после чего начинает постепенно снижаться. И это тревожный сигнал. Последний опускающийся красный зубец на графике — это не фактические данные, это прогноз, сделанный мной шесть лет назад относительно того, что экономический рост замедлится на 1,3%. Но знаете ли вы, как на самом деле обстоят дела? Знаете ли вы, каков был рост доходов на душу населения в США за последние шесть лет? Отрицательный.

Это вызывает желание пофантазировать. Что, если я попробую приложить к этому историческому графику некую кривую? Я могу завершить начертание этой кривой там, где мне захочется, но я решил, что она закончится на отметке в 0,2%, то есть там, откуда начался экономический рост Великобритании в первые четыре столетия. История показывает, что наша экономика росла ежегодно на 2% в течение всего периода с 1891-го года по 2007-й, но начиная с 2007-го года она начала понемногу замедляться. Но учитывая это замедление, вместо того чтобы удваивать качество жизни каждого поколения, в будущем американцы не смогут рассчитывать на то, чтобы жить в два раза лучше своих родителей. И даже на четверть лучше своих родителей. Взглянем на график, отражающий уровень доходов на душу населения. Теперь вертикальная ось обозначает тысячи долларов в сегодняшних ценах. Вы можете увидеть, что в 1891 году доход составлял около 5 000 долларов. Сегодня мы находимся около отметки в 44 000 долларов валового производства на душу населения. А что будет, если нам удастся достичь того исторического 2%-го роста в течение последующих 70-ти лет? Это простая арифметика. Двухпроцентный рост увеличит качество жизни в четыре раза за 70 лет. Это означает, что мы передвинемся с отметки в 44 000 до отметки в 180 000. Но этого не произойдёт, и причиной тому наши проблемы.

Первая проблема — это демографическая ситуация. Общеизвестно, что качество жизни растёт быстрее, чем производительность, быстрее, чем часовая производительность, если количество рабочих часов на человека увеличивается. Мы получили этот дар в 70-х и 80-х годах, когда женщины стали так же учитываться в качестве рабочей силы. Но теперь всё изменилось. Сейчас количество рабочих часов на человека стало сокращаться, в первую очередь за счёт того, что люди, рождённые в период демографического взрыва, уже уходят на пенсию, и во вторых из-за значительного сокращения количества работающих мужчин в расцвете сил, которые находятся на нижней ступени образовательной лестницы.

Вторая проблема — это образование. Несмотря на запущенную программу «Гонка к вершине» наша образовательная система — это море проблем. В системе высшего образования возникла инфляция цен связанная с издержками, которая намного больше даже роста инфляции в сфере медицинского обслуживания. За получение высшего образования студенты задолжали триллион долларов, а количество выпустившихся студентов на 15% ниже, чем в Канаде. У нас много долгов. Наша экономика росла с 2000-го по 2007-й годы за счёт потребителей, делавших большие займы. Сейчас этим потребителям приходится выплачивать свои долги, и это одна из причин, почему сегодня наша экономика настолько вялая. Без сомнения всем известно, что федеральный госдолг растёт как часть ВВП в очень быстром темпе, и единственный путь остановить его рост — это либо ускорить рост налогов, либо замедлить рост выплат, известных как трансфертные платежи. И это опустит нас с отметки в 1,5% на, которой мы были после рассмотрения проблем с образованием, до 1,3%.

И далее у нас идёт социальное расслоение. Более чем за 15 лет до начала финансового кризиса, темп роста дохода 99% самых бедных был ниже на пол пункта по отношению к другим средним величинам, о которых мы уже говорили. Всё остальное ушло 1% самых богатых. И это опускает нас вниз к отметке в 0,8%. И эти 0,8% представляют большую сложность. Собираемся ли мы перерасти отметку в 0,8%? Если так, то это потребует от нас изобретений настолько же значительных, какие были представлены в последние 150 лет. Давайте посмотрим, что это были за изобретения.

Если бы вам захотелось почитать среди ночи в 1875 году, то вам бы понадобилась масляная или газовая лампа. Они загрязняли воздух, источали неприятный запах, ими было трудно управлять, свет был тусклым и они могли вызвать пожар. К 1929 году, электричество было повсюду. Изобретение лифта привело к росту городов по вертикали. Стало возможным заселение Центрального Манхэттена. И вдобавок к этому, в это же время ручные инструменты были заменены массивными электрическими инструментами и электрическими инструментами с ручным приводом. И всё это благодаря электричеству.

Электричество так же сыграло свою роль в освобождении женщин от дискриминации. В 19-м веке женщины тратили два дня в неделю на стирку. Они пользовались стиральной доской. Потом им приходилось развешивать белье, и собирать его после сушки. Всё это отнимало два дня из семи в неделю. А потом появились электрические стиральные машины, которые к 1950-му году были у каждого. Но женщинам ещё приходилось ежедневно ходить по магазинам, хотя нет, уже не приходилось, так как благодаря электричеству у нас появились холодильники.

В 19-м веке единственным источником тепла в большинстве домов была большая печь, расположенная на кухне, которая использовалась для готовки и обогрева. Спальни были холодными. Они не обогревались. Но к 1929-му, и уж конечно к 1950-му году во всех домах было центральное отопление.

Вспомним так же о двигателе внутреннего сгорания, который был изобретён в 1879-м году. До изобретения автомобилей, в Америке, перемещение по городу осуществлялось за счёт лошадей, каждая из которых ежедневно оставляла на улицах от 25 до 50 фунтов навоза, вместе с галлоном мочи. И это составляло в общей сложности от 5 до 10 тонн ежедневно на каждый квадратный километр города. Эти лошади к тому же съедали четверть от того, что давали американские сельскохозяйственные угодья. Таков был процент урожая с американских сельскохозяйственных угодий который требовался, чтобы прокормить лошадей. Конечно, когда были изобретены автомобили, которые к 1929-му году получили повсеместное распространение, урожай с этих угодий мог использоваться для человеческих нужд или отправляться на экспорт. И вот интересная статистика: начавшись с нуля в 1900 году, показатель распределения количества автомобилей на число домашних хозяйств в Америке, через тридцать лет достиг 90%.

До начала прошлого века у женщин была ещё одна проблема. Всю воду, которая использовалась для готовки, стирки и купания нужно было приносить в дом в вёдрах и кадках. Исторически достоверно то, что в 1885 году среднестатистическая домохозяйка из Северной Каролины проходила в год 148 миль, принося при этом 35 тонн воды. Но к 1929-му году, в городах по всей стране была проложена подземная система водоснабжения. Так же, была проведена канализация. И как результат, одно из самых больших бедствий конца 19-го века — заболевания, передающиеся с водой, например холера — стали исчезать. И самое удивительное для техно-оптимистов заключается в том, что в первой половине 20-го века показатель ожидаемой продолжительности жизни рос в три раза быстрее, чем во второй половине 19-го века.

Общеизвестно, что у любого явления есть предел в 100%. Я приведу несколько примеров. Мы прошли путь от 1% от скорости звука до 90%. Электрификация, центральное отопление, частное владение автомобилями — всё это, начавшись с 0% дошло до отметки в 100%. Городская среда в отличие от сельской, повышает производительность человеческого труда. Здесь мы прошли путь от 25% к 75% в первые послевоенные годы.

А электронная революция? Это — один из первых компьютеров. Это потрясающе. ЭВМ была изобретена в 1942 году. А к 1960-му году все телефонные счета, выписки из банков пропускались через компьютер. Первые сотовые телефоны, первые персональные компьютеры были изобретены в 1970-х. 80-е дали нам Билла Гейтса, DOS, банкоматы, которые заменили банковских служащих, штрих коды на товарах, что позволило упростить условия труда в сфере розничных продаж. Говоря о 90-х, упомянём возникновение интернет-компаний и временный рост производительности.

А сейчас я хотел бы провести эксперимент. Вы должны выбрать одно из двух. (Смех) В первом случае вы пользуетесь только тем, что было изобретено до времён десятилетней давности. В вашем распоряжении будет Google, Amazon, Wikipedia, а так же наличие в домах водопровода и туалета. Либо вы выбираете всё то, что было изобретено вплоть до вчерашнего дня, включая Facebook и iPhone, но вам придётся ходить в туалет расположенный на улице и носить воду в дом. Ураган Сэнди заставил множество людей оказаться отрезанными от благ 20-го века. Некоторые на несколько дней, а другие больше чем на неделю лишились электричества, проточной воды, отопления, бензина для заправки машин, и возможности зарядить свои iPhone'ы.

Наша проблема в том, что в будущем мы должны будем создавать что-то ещё лучшее, чем все эти великие изобретения. Но мой прогноз таков, что у нас это не получится, а это значит, что вместо изначальных 2% роста, мы опустимся до 0,2%, как показывает наша воображаемая кривая.

Таким образом, мы вернулись к лошадям и коляскам. Я бы хотел вручить Оскара изобретателям 20-го века. Всем, начиная от Александра Грэхэма Бэлла до Томаса Эдисона и братьев Райт. Я бы хотел вызвать их на эту сцену, чтобы они могли обратиться к вам. Вот вам задача — сможем ли мы в будущем соответствовать тому, чего уже достигли?

Благодарю вас.

(Аплодисменты)

Return to the talk Return to talk

Transcript

Select language

Transcribed by Joseph Geni
Reviewed by Morton Bast

0:11 That's how we traveled in the year 1900. That's an open buggy. It doesn't have heating. It doesn't have air conditioning. That horse is pulling it along at one percent of the speed of sound, and the rutted dirt road turns into a quagmire of mud anytime it rains. That's a Boeing 707. Only 60 years later, it travels at 80 percent of the speed of sound, and we don't travel any faster today because commercial supersonic air travel turned out to be a bust.

0:43 So I started wondering and pondering, could it be that the best years of American economic growth are behind us? And that leads to the suggestion, maybe economic growth is almost over. Some of the reasons for this are not really very controversial. There are four headwinds that are just hitting the American economy in the face. They're demographics, education, debt and inequality. They're powerful enough to cut growth in half. So we need a lot of innovation to offset this decline. And here's my theme: Because of the headwinds, if innovation continues to be as powerful as it has been in the last 150 years, growth is cut in half. If innovation is less powerful, invents less great, wonderful things, then growth is going to be even lower than half of history.

1:37 Now here's eight centuries of economic growth. The vertical axis is just percent per year of growth, zero percent a year, one percent a year, two percent a year. The white line is for the U.K., and then the U.S. takes over as the leading nation in the year 1900, when the line switches to red. You'll notice that, for the first four centuries, there's hardly any growth at all, just 0.2 percent. Then growth gets better and better. It maxes out in the 1930s, '40s and '50s, and then it starts slowing down, and here's a cautionary note. That last downward notch in the red line is not actual data. That is a forecast that I made six years ago that growth would slow down to 1.3 percent. But you know what the actual facts are? You know what the growth in per-person income has been in the United States in the last six years? Negative.

2:28 This led to a fantasy. What if I try to fit a curved line to this historical record? I can make the curved line end anywhere I wanted, but I decided I would end it at 0.2, just like the U.K. growth for the first four centuries. Now the history that we've achieved is that we've grown at 2.0 percent per year over the whole period, 1891 to 2007, and remember it's been a little bit negative since 2007. But if growth slows down, instead of doubling our standard of living every generation, Americans in the future can't expect to be twice as well off as their parents, or even a quarter [more well off than] their parents. Now we're going to change and look at the level of per capita income. The vertical axis now is thousands of dollars in today's prices. You'll notice that in 1891, over on the left, we were at about 5,000 dollars. Today we're at about 44,000 dollars of total output per member of the population. Now what if we could achieve that historic two-percent growth for the next 70 years? Well, it's a matter of arithmetic. Two-percent growth quadruples your standard of living in 70 years. That means we'd go from 44,000 to 180,000. Well, we're not going to do that, and the reason is the headwinds.

3:52 The first headwind is demographics. It's a truism that your standard of living rises faster than productivity, rises faster than output per hour, if hours per person increased. And we got that gift back in the '70s and '80s when women entered the labor force. But now it's turned around. Now hours per person are shrinking, first because of the retirement of the baby boomers, and second because there's been a very significant dropping out of the labor force of prime age adult males who are in the bottom half of the educational distribution.

4:26 The next headwind is education. We've got problems all over our educational system despite Race to the Top. In college, we've got cost inflation in higher education that dwarfs cost inflation in medical care. We have in higher education a trillion dollars of student debt, and our college completion rate is 15 points, 15 percentage points below Canada. We have a lot of debt. Our economy grew from 2000 to 2007 on the back of consumers massively overborrowing. Consumers paying off that debt is one of the main reasons why our economic recovery is so sluggish today. And everybody of course knows that the federal government debt is growing as a share of GDP at a very rapid rate, and the only way that's going to stop is some combination of faster growth in taxes or slower growth in entitlements, also called transfer payments. And that gets us down from the 1.5, where we've reached for education, down to 1.3.

5:33 And then we have inequality. Over the 15 years before the financial crisis, the growth rate of the bottom 99 percent of the income distribution was half a point slower than the averages we've been talking about before. All the rest went to the top one percent. So that brings us down to 0.8. And that 0.8 is the big challenge. Are we going to grow at 0.8? If so, that's going to require that our inventions are as important as the ones that happened over the last 150 years. So let's see what some of those inventions were.

6:09 If you wanted to read in 1875 at night, you needed to have an oil or a gas lamp. They created pollution, they created odors, they were hard to control, the light was dim, and they were a fire hazard. By 1929, electric light was everywhere. We had the vertical city, the invention of the elevator. Central Manhattan became possible. And then, in addition to that, at the same time, hand tools were replaced by massive electric tools and hand-powered electric tools, all achieved by electricity.

6:47 Electricity was also very helpful in liberating women. Women, back in the late 19th century, spent two days a week doing the laundry. They did it on a scrub board. Then they had to hang the clothes out to dry. Then they had to bring them in. The whole thing took two days out of the seven-day week. And then we had the electric washing machine. And by 1950, they were everywhere. But the women still had to shop every day, but no they didn't, because electricity brought us the electric refrigerator.

7:20 Back in the late 19th century, the only source of heat in most homes was a big fireplace in the kitchen that was used for cooking and heating. The bedrooms were cold. They were unheated. But by 1929, certainly by 1950, we had central heating everywhere.

7:37 What about the internal combustion engine, which was invented in 1879? In America, before the motor vehicle, transportation depended entirely on the urban horse, which dropped, without restraint, 25 to 50 pounds of manure on the streets every day together with a gallon of urine. That comes out at five to 10 tons daily per square mile in cities. Those horses also ate up fully one quarter of American agricultural land. That's the percentage of American agricultural land it took to feed the horses. Of course, when the motor vehicle was invented, and it became almost ubiquitous by 1929, that agricultural land could be used for human consumption or for export. And here's an interesting ratio: Starting from zero in 1900, only 30 years later, the ratio of motor vehicles to the number of households in the United States reached 90 percent in just 30 years.

8:41 Back before the turn of the century, women had another problem. All the water for cooking, cleaning and bathing had to be carried in buckets and pails in from the outside. It's a historical fact that in 1885, the average North Carolina housewife walked 148 miles a year carrying 35 tons of water. But by 1929, cities around the country had put in underground water pipes. They had put in underground sewer pipes, and as a result, one of the great scourges of the late 19th century, waterborne diseases like cholera, began to disappear. And an amazing fact for techno-optimists is that in the first half of the 20th century, the rate of improvement of life expectancy was three times faster than it was in the second half of the 19th century.

9:39 So it's a truism that things can't be more than 100 percent of themselves. And I'll just give you a few examples. We went from one percent to 90 percent of the speed of sound. Electrification, central heat, ownership of motor cars, they all went from zero to 100 percent. Urban environments make people more productive than on the farm. We went from 25 percent urban to 75 percent by the early postwar years.

10:07 What about the electronic revolution? Here's an early computer. It's amazing. The mainframe computer was invented in 1942. By 1960 we had telephone bills, bank statements were being produced by computers. The earliest cell phones, the earliest personal computers were invented in the 1970s. The 1980s brought us Bill Gates, DOS, ATM machines to replace bank tellers, bar code scanning to cut down on labor in the retail sector. Fast forward through the '90s, we had the dotcom revolution and a temporary rise in productivity growth.

10:43 But I'm now going to give you an experiment. You have to choose either option A or option B. (Laughter) Option A is you get to keep everything invented up till 10 years ago. So you get Google, you get Amazon, you get Wikipedia, and you get running water and indoor toilets. Or you get everything invented to yesterday, including Facebook and your iPhone, but you have to give up, go out to the outhouse, and carry in the water. Hurricane Sandy caused a lot of people to lose the 20th century, maybe for a couple of days, in some cases for more than a week, electricity, running water, heating, gasoline for their cars, and a charge for their iPhones.

11:23 The problem we face is that all these great inventions, we have to match them in the future, and my prediction that we're not going to match them brings us down from the original two-percent growth down to 0.2, the fanciful curve that I drew you at the beginning.

11:40 So here we are back to the horse and buggy. I'd like to award an Oscar to the inventors of the 20th century, the people from Alexander Graham Bell to Thomas Edison to the Wright Brothers, I'd like to call them all up here, and they're going to call back to you. Your challenge is, can you match what we achieved?

12:01 Thank you.

12:02 (Applause)