Return to the talk Return to talk

Transcript

Select language

Translated by Vira Kovalova
Reviewed by Aliaksandr Autayeu

0:11 Однажды, в 1819 году, в 3 000 миль от чилийского берега, в одном из отдалённейших районов Тихого океана 20 американских моряков беспомощно смотрели, как их корабль заполняет вода. Корабль столкнулся с кашалотом, пробившим огромную дыру в обшивке. Когда корабль начал тонуть, моряки втиснулись в три крошечные спасательные шлюпки. Они были за 10 000 миль от дома, за тысячу миль, или дальше от ближайшего берега. В их шлюпках находилось несколько примитивных навигационных приборов и небольшой запас воды и пищи. Это были моряки китобоя Эссекс, трагедия которых частично легла в основу романа «Моби Дик».

0:52 Даже в наше время их положение было бы незавидным, но задумайтесь, насколько хуже им было тогда! Никто на земле не подозревал о том, что случилось, и нечего было надеяться на спасательную экспедицию. Большинство из нас никогда не попадали в ситуацию, сравнимую с мытарствами несчастных моряков, но все мы на собственном опыте знаем, что такое страх. Нам знакомо чувство страха, но мне кажется, что мы недостаточно понимаем, смысл страха.

1:18 В процессе взросления нас часто учат, что страх — это слабость, присущая детям, от которой нужно избавиться, как от молочных зубов и старых роликовых коньков. Я думаю, что этот подход не случаен. Нейробиологи доказали, что в силу своей природы люди предрасположены быть оптимистами. Может быть, поэтому мы зачастую воспринимаем страх, как опасность. «Не волнуйся, — говорим мы друг-другу, — не впадай в панику». В английской терминологии мы говорим о победе над страхом, мы боремся со страхом, мы его преодолеваем. Но давайте посмотрим на страх с другой стороны. А что, если страх — это замечательный инструмент воображения, не уступающий в глубине и мудрости сочинительству как таковому?

2:00 Проще всего проследить связь между страхом и воображением на примере маленьких детей, чьи страхи часто ярки и правдоподобны. Когда я сама была ребёнком, я жила в Калифорнии — не худшем, согласитесь, месте для жизни, но для меня, ребёнка, Калифорния была полна страхов. Я помню, как страшно было смотреть на люстру над обеденным столом, раскачивавшуюся вперёд-назад во время каждого землетрясения. Иногда я не могла заснуть, боясь, что Большое Землетрясение застигнет нас во сне. О детях, мучающихся такими страхами, мы говорим: «У них живое воображение». Рано или поздно большинство из нас вырастает из этих страхов и забывает свои фантазии. Мы знаем, что под кроватью не живут чудовища, что далеко не каждое землетрясение разрушает города. Но возможно, это не случайность, что некоторые из творческих гениев так никогда и не разучились верить в свои детские страхи. Воображение, породившее «Происхождение видов», «Джейн Эйр» и «В поисках потерянного времени», создавало также тревоги и мании, отравлявшие жизнь Чарльза Дарвина, Шарлотты Бронте и Марселя Пруста. Вопрос в том, что нового о собственном страхе мы можем узнать на примере гениев и детей.

3:11 Давайте ненадолго вернёмся в 1819 год, в трудное положение команды китобоя Эссекс. Давайте взглянем на их страхи и картины, нарисованные их воображением, в то время как их болтало волнами где-то в Тихом океане. С момента кораблекрушения минули сутки. Пришло время составить план, но у моряков был не такой уж богатый выбор. В своём замечательном описании этих событий Натанаэль Филбрик пишет, что моряки находились в точке, настолько удалённой от берега, насколько это географически возможно. Они знали, что ближайшими к ним островами были Маркизские острова, находившиеся в 1 200 милях. До них дошли ужасные слухи, как будто эти острова и соседние с ними были населены каннибалами. Моряки представили себе, что как только они высадятся на берег, их схватят и сожрут дикари. Другой возможной целью были Гавайские острова, но капитан боялся, что в это время года команде угрожают сильные штормы. Последний вариант был самым трудным и долгим: плыть 1 500 миль в южном направлении, в надежде поймать попутный ветер, который рано или поздно прибьёт их к Южноамериканскому побережью. Они знали, что это длинное путешествие истощит их запасы пресной воды и пищи. Быть съеденными каннибалами, утонуть в шторм, или умереть от истощения, не доплыв до земли — вот страхи, занимавшие воображение несчастных матросов. Как окажется позже, выбор между этими страхами решит, выживут они или погибнут.

4:42 Давайте придумаем новое имя для этих страхов. Что если, мы назовём их не страхами, а историями? Если задуматься, то мы сочиняем страхи точно так же, как мы рассказываем истории — это врождённая человеческая способность. Страхи и истории состоят из одинаковых элементов. Они имеют общую структуру. Как в любой истории, в страхе есть герои: герои наших страхов — мы сами. У страхов есть сценарии, у них есть начало, кульминация и конец. Вы садитесь на самолёт, самолёт взлетает, у него отказывает мотор. Образы, наполняющие наши страхи, так ярки и правдоподобны, что не уступают тем, что встречаются в романах. Представьте себе акт каннибализма: человеческие зубы, вгрызающиеся в человеческую плоть, тело, жарящееся на костре. В страхах присутствует интрига. Если мне удалась роль рассказчика, то вас наверняка мучает вопрос, что случилось с матросами китобоя Эссекс. Наши страхи сопровождаются похожей тревогой. И, как любая хорошая история, страх вытесняет собой всё остальное, всё наше внимание сосредоточено на важнейшем вопросе в литературе и в жизни: что случится дальше? Другими словами, страх заставляет нас задуматься о будущем. Кстати, люди - единственные существа, способные таким образом думать о будущем, представлять самих себя в будущем контексте. Это мысленное перенесение во времени — ещё одна общая черта между страхами и историями.

6:09 Из собственного писательского опыта я знаю, как важно в литературном процессе научиться видеть заранее, как одно событие повлияет на все остальные события в романе — механизм страха работает точно так же. В страхах, совсем как в книгах, одно событие приводит к другому. Когда я писала свой первый роман «Время чудес», мне понадобились месяцы, чтобы представить себе, что случится, если Земля вдруг замедлит вращение. Что случится с протяжённостью дня? Что произойдёт с урожаем? Как это повлияет на наш разум? Позже я поняла, как похожи эти вопросы на те, что я задавала сама себе в детстве, мучаясь ночными страхами. Если сегодня произойдёт землетрясение, беспокоилась я, что будет с нашим домом? Что случится с моей семьёй? В ответ на эти вопросы я придумывала историю. Если взглянуть на страхи не просто как на страхи, но как истории, получится, что сами мы — авторы этих историй. Не менее важно отдавать себе отчёт, что мы — читатели своих собственных страхов и смысл, который мы вложим в страх, окажет огромное влияние на нашу жизнь.

7:12 Некоторые из нас больше склонны прислушиваться к собственным страхам, чем остальные. Я читала о новом исследовании в среде успешных предпринимателей: автор выяснил, что у каждого из них была привычка, названная им «продуктивной паранойей», а именно, эти люди не отмахивались от собственных страхов, а изучали и расшифровывали их, и потом использовали для подготовки к действию. Таким образом, даже если исполнялись худшие прогнозы, их предприятия были готовы.

7:36 Бывает, что наши худшие страхи становятся реальностью — это одно из самых удивительных свойств страха. Время от времени, наши страхи предвещают будущее. Но невозможно подготовиться ко всем ужасам, порождаемым нашим воображением. Как же тогда выделить из общей массы те страхи, к которым стоит прислушаться? Вместо ответа, я приведу в пример поучительный и трагичный конец истории китобоя Эссекс. После долгого обсуждения, матросы пришли к общему решению. Напуганные слухами о каннибалах, они решили оставить в стороне ближайшие острова и, вместо этого, выбрали долгое и гораздо более тяжёлое путешествие к берегам Южной Америки. Спустя два месяца плавания у них закончилась провизия, как и следовало ожидать, а они всё ещё находились далеко от земли. Когда оставшиеся в живых были подобраны двумя встречными кораблями, б́ольшая половина экипажа была мертва. Некоторые сами прибегли к каннибализму. Герман Мелвилл, который использовал эту историю как материал для романа «Моби Дик», годы спустя, находясь на твёрдой земле, написал: «Несчастные матросы Эссекса могли бы со всей вероятностью избежать выпавших им страданий, если бы, покинув обломки корабля, они взяли курс на Таити». «Увы, — добавил Мелвилл, — они испугались каннибалов». Загвоздка в том, почему матросы боялись каннибалов сильнее, чем более чем вероятной смерти от истощения? Почему одна история показалась им гораздо убедительнее, чем другая? С этой перспективы они уже не писатели, а читатели своих страхов. Владимир Набоков сказал, что лучший читатель соединяет в себе два противоположных темперамента: артистический и научный. Хороший читатель обладает страстью артиста, готовностью нырнуть с головой в историю, но не менее важно, чтобы он обладал холодной беспристрастностью учёного — она необходима, чтобы остужать страсти и сдерживать интуитивные реакции на поворот сюжета. Очевидно, что у матросов Эссекса не было проблем с артистической стороной. Они выдумали множество ужасающих сценариев. Беда в том, что они ошиблись с поворотом сюжета. Из всех возможных историй, они выбрали самую жуткую, самую кошмарную, не покидающую воображение: каннибалов. Быть может, если бы они смогли прочитать свои страхи с холодной объективностью учёного, они бы поверили в менее кровожадный, но более правдоподобный сюжет медленной смерти и отправились бы прямиком на Таити, как желал того позже Мелвилл.

10:21 Быть может, если бы все мы вчитывались в собственные страхи, мы бы реже теряли покой, переваривая наиболее отвратительные из них. Мы бы теряли меньше времени, боясь маньяков и авиакатастроф, и больше беспокоились бы о незаметных и неминуемых катастрофах: о неощутимом сужении наших артерий, о постепенном изменении климата. Чем больше нюансов в истории, тем больше её литературная ценность. Точно так же наши незаметные страхи могут оказаться самыми реальными. При правильном к ним отношении, наши страхи — это чудесный дар воображения, разновидность будничного ясновидения, инструмент заглядывания в будущее, когда есть ещё время повлиять на то, что случится. При должном к ним отношении, страхи дают нам не меньше, чем наши любимые литературные произведения: немного мудрости, каплю предвидения и одну из версий самой непостижимой вещи в мире — истины. Спасибо. (Аплодисменты)

Return to the talk Return to talk
Transcript
Select language

Transcribed by Morton Bast
Reviewed by Thu-Huong Ha

0:11 One day in 1819, 3,000 miles off the coast of Chile, in one of the most remote regions of the Pacific Ocean, 20 American sailors watched their ship flood with seawater. They'd been struck by a sperm whale, which had ripped a catastrophic hole in the ship's hull. As their ship began to sink beneath the swells, the men huddled together in three small whaleboats. These men were 10,000 miles from home, more than 1,000 miles from the nearest scrap of land. In their small boats, they carried only rudimentary navigational equipment and limited supplies of food and water. These were the men of the whaleship Essex, whose story would later inspire parts of "Moby Dick."

0:52 Even in today's world, their situation would be really dire, but think about how much worse it would have been then. No one on land had any idea that anything had gone wrong. No search party was coming to look for these men. So most of us have never experienced a situation as frightening as the one in which these sailors found themselves, but we all know what it's like to be afraid. We know how fear feels, but I'm not sure we spend enough time thinking about what our fears mean.

1:18 As we grow up, we're often encouraged to think of fear as a weakness, just another childish thing to discard like baby teeth or roller skates. And I think it's no accident that we think this way. Neuroscientists have actually shown that human beings are hard-wired to be optimists. So maybe that's why we think of fear, sometimes, as a danger in and of itself. "Don't worry," we like to say to one another. "Don't panic." In English, fear is something we conquer. It's something we fight. It's something we overcome. But what if we looked at fear in a fresh way? What if we thought of fear as an amazing act of the imagination, something that can be as profound and insightful as storytelling itself?

2:00 It's easiest to see this link between fear and the imagination in young children, whose fears are often extraordinarily vivid. When I was a child, I lived in California, which is, you know, mostly a very nice place to live, but for me as a child, California could also be a little scary. I remember how frightening it was to see the chandelier that hung above our dining table swing back and forth during every minor earthquake, and I sometimes couldn't sleep at night, terrified that the Big One might strike while we were sleeping. And what we say about kids who have fears like that is that they have a vivid imagination. But at a certain point, most of us learn to leave these kinds of visions behind and grow up. We learn that there are no monsters hiding under the bed, and not every earthquake brings buildings down. But maybe it's no coincidence that some of our most creative minds fail to leave these kinds of fears behind as adults. The same incredible imaginations that produced "The Origin of Species," "Jane Eyre" and "The Remembrance of Things Past," also generated intense worries that haunted the adult lives of Charles Darwin, Charlotte BrontĂŤ and Marcel Proust. So the question is, what can the rest of us learn about fear from visionaries and young children?

3:11 Well let's return to the year 1819 for a moment, to the situation facing the crew of the whaleship Essex. Let's take a look at the fears that their imaginations were generating as they drifted in the middle of the Pacific. Twenty-four hours had now passed since the capsizing of the ship. The time had come for the men to make a plan, but they had very few options. In his fascinating account of the disaster, Nathaniel Philbrick wrote that these men were just about as far from land as it was possible to be anywhere on Earth. The men knew that the nearest islands they could reach were the Marquesas Islands, 1,200 miles away. But they'd heard some frightening rumors. They'd been told that these islands, and several others nearby, were populated by cannibals. So the men pictured coming ashore only to be murdered and eaten for dinner. Another possible destination was Hawaii, but given the season, the captain was afraid they'd be struck by severe storms. Now the last option was the longest, and the most difficult: to sail 1,500 miles due south in hopes of reaching a certain band of winds that could eventually push them toward the coast of South America. But they knew that the sheer length of this journey would stretch their supplies of food and water. To be eaten by cannibals, to be battered by storms, to starve to death before reaching land. These were the fears that danced in the imaginations of these poor men, and as it turned out, the fear they chose to listen to would govern whether they lived or died.

4:42 Now we might just as easily call these fears by a different name. What if instead of calling them fears, we called them stories? Because that's really what fear is, if you think about it. It's a kind of unintentional storytelling that we are all born knowing how to do. And fears and storytelling have the same components. They have the same architecture. Like all stories, fears have characters. In our fears, the characters are us. Fears also have plots. They have beginnings and middles and ends. You board the plane. The plane takes off. The engine fails. Our fears also tend to contain imagery that can be every bit as vivid as what you might find in the pages of a novel. Picture a cannibal, human teeth sinking into human skin, human flesh roasting over a fire. Fears also have suspense. If I've done my job as a storyteller today, you should be wondering what happened to the men of the whaleship Essex. Our fears provoke in us a very similar form of suspense. Just like all great stories, our fears focus our attention on a question that is as important in life as it is in literature: What will happen next? In other words, our fears make us think about the future. And humans, by the way, are the only creatures capable of thinking about the future in this way, of projecting ourselves forward in time, and this mental time travel is just one more thing that fears have in common with storytelling.

6:09 As a writer, I can tell you that a big part of writing fiction is learning to predict how one event in a story will affect all the other events, and fear works in that same way. In fear, just like in fiction, one thing always leads to another. When I was writing my first novel, "The Age Of Miracles," I spent months trying to figure out what would happen if the rotation of the Earth suddenly began to slow down. What would happen to our days? What would happen to our crops? What would happen to our minds? And then it was only later that I realized how very similar these questions were to the ones I used to ask myself as a child frightened in the night. If an earthquake strikes tonight, I used to worry, what will happen to our house? What will happen to my family? And the answer to those questions always took the form of a story. So if we think of our fears as more than just fears but as stories, we should think of ourselves as the authors of those stories. But just as importantly, we need to think of ourselves as the readers of our fears, and how we choose to read our fears can have a profound effect on our lives.

7:12 Now, some of us naturally read our fears more closely than others. I read about a study recently of successful entrepreneurs, and the author found that these people shared a habit that he called "productive paranoia," which meant that these people, instead of dismissing their fears, these people read them closely, they studied them, and then they translated that fear into preparation and action. So that way, if their worst fears came true, their businesses were ready.

7:36 And sometimes, of course, our worst fears do come true. That's one of the things that is so extraordinary about fear. Once in a while, our fears can predict the future. But we can't possibly prepare for all of the fears that our imaginations concoct. So how can we tell the difference between the fears worth listening to and all the others? I think the end of the story of the whaleship Essex offers an illuminating, if tragic, example. After much deliberation, the men finally made a decision. Terrified of cannibals, they decided to forgo the closest islands and instead embarked on the longer and much more difficult route to South America. After more than two months at sea, the men ran out of food as they knew they might, and they were still quite far from land. When the last of the survivors were finally picked up by two passing ships, less than half of the men were left alive, and some of them had resorted to their own form of cannibalism. Herman Melville, who used this story as research for "Moby Dick," wrote years later, and from dry land, quote, "All the sufferings of these miserable men of the Essex might in all human probability have been avoided had they, immediately after leaving the wreck, steered straight for Tahiti. But," as Melville put it, "they dreaded cannibals." So the question is, why did these men dread cannibals so much more than the extreme likelihood of starvation? Why were they swayed by one story so much more than the other? Looked at from this angle, theirs becomes a story about reading. The novelist Vladimir Nabokov said that the best reader has a combination of two very different temperaments, the artistic and the scientific. A good reader has an artist's passion, a willingness to get caught up in the story, but just as importantly, the readers also needs the coolness of judgment of a scientist, which acts to temper and complicate the reader's intuitive reactions to the story. As we've seen, the men of the Essex had no trouble with the artistic part. They dreamed up a variety of horrifying scenarios. The problem was that they listened to the wrong story. Of all the narratives their fears wrote, they responded only to the most lurid, the most vivid, the one that was easiest for their imaginations to picture: cannibals. But perhaps if they'd been able to read their fears more like a scientist, with more coolness of judgment, they would have listened instead to the less violent but the more likely tale, the story of starvation, and headed for Tahiti, just as Melville's sad commentary suggests.

10:21 And maybe if we all tried to read our fears, we too would be less often swayed by the most salacious among them. Maybe then we'd spend less time worrying about serial killers and plane crashes, and more time concerned with the subtler and slower disasters we face: the silent buildup of plaque in our arteries, the gradual changes in our climate. Just as the most nuanced stories in literature are often the richest, so too might our subtlest fears be the truest. Read in the right way, our fears are an amazing gift of the imagination, a kind of everyday clairvoyance, a way of glimpsing what might be the future when there's still time to influence how that future will play out. Properly read, our fears can offer us something as precious as our favorite works of literature: a little wisdom, a bit of insight and a version of that most elusive thing -- the truth. Thank you. (Applause)